ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Функционально грамотный человек —
это человек, который способен использовать
все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев,
лингвист, психолог,
доктор психологических наук и
доктор филологических наук
С сентября 2022 вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Функциональная грамотность помогает:
- адекватно выбрать будущую профессию;
- решать бытовые задачи;
- взаимодействовать с людьми;
- организовывать деловые контакты;
- выбирать программы досуга;
- ответственно относиться к обязанностям гражданина;
- ориентироваться в культурном пространстве;
- контактировать с различными социальными структурами и организациями;
- взаимодействовать с природной средой.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
План МКОУ СОШ № 4 по формированию функциональной грамотности школьников на 2022-2023 учебный год.
Полезные ссылки:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на портале РЭШ
ФИПИ – Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
Рекомендации родителям по формированию функциональной грамотности