ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Средняя общеобразовательная школа №4
Сайт входит в межрегиональную информационную систему «Общедоступная информация образовательных организаций России»
ул. Партизанская, д. 50
+7 (383)62 64 945
s_4_kuyb@edu54.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Средняя общеобразовательная школа №4

Сайт входит в межрегиональную информационную систему «Общедоступная информация образовательных организаций России»
МЕНЮ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

 

Функционально грамотный человек —

это человек, который способен использовать

все постоянно приобретаемые в течение жизни

знания, умения и навыки для решения

максимально широкого диапазона жизненных задач

 в различных сферах человеческой деятельности,

 общения и социальных отношений.

 

А. А. Леонтьев,

 лингвист, психолог,

 доктор психологических наук и

доктор филологических наук

 

С сентября 2022 вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Функциональная грамотность помогает:

  • адекватно выбрать будущую профессию;
  • решать бытовые задачи;
  • взаимодействовать с людьми;
  • организовывать деловые контакты;
  • выбирать программы досуга;
  • ответственно относиться к обязанностям гражданина;
  • ориентироваться в культурном пространстве;
  • контактировать с различными социальными структурами и организациями;
  • взаимодействовать с природной средой.

 

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Распоряжение администрации Куйбышевского района от 04.10.2022 № 919-р «Об утверждении муниципального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Куйбышевского района Новосибирской области на 2022-2023 учебный год».

План МКОУ СОШ № 4 по формированию функциональной грамотности школьников на 2022-2023 учебный год.

 

 Полезные ссылки:                 

ФИОКО –Открытые задания PISA 

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» -  Банк заданий по формированию функциональной грамотности 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на портале РЭШ 

ФИПИ – Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Рекомендации родителям по формированию функциональной грамотности

 

financial management for interior design business

© 2023. Все права защищены.